Фильмография:
1995 На углу у Патриарших
1996 Возвращение "Броненосца" (Беларусь-Россия)
1997 Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски
1997 Новогодняя история
1997 Любовь - фильм-спектакль
1998 Последующее молчание - короткометражный
2003 Северный сфинкс
2004 Штрафбат
2004 Гарун - короткометражный
2005 Туристы
2005 Полнолуние
2005 Лебединый рай
2005 Золотые парни (Россия-Украина)
2005 Верёвка из песка
2005 Адъютанты любви
2005 Авантюристка
2006 Палач
2006 Важнее, чем любовь
2006-2007 Проклятый рай
2007 Марш Турецкого (4 сезон)
2008 Фотограф
2008 Тихая семейная жизнь
2008 Проклятый рай-2
2008 Калейдоскоп
2009 Я буду жить!
2009 Стэп бай стэп
2009 Синдром Феникса
2009 Седьмой день - короткометражный
2009 Печатников переулок, дом 3 - короткометражный
2009 Однажды будет любовь
2009 Огни большого города
2009 Какраки
2009 Грязная работа
2009 Барвиха
2009 Девичник
2010 Столица греха
2010 Последняя минута
2010 Мой грех
2010 Маргоша
2010 Кодекс чести-4
2010 Вы заказывали убийство
2010 Всё ради тебя
2011 Шаман
2012 Бесконечные мечты о счастье
2012 Любопытная Варвара
2012 Московские сумерки
2012 Подстава
2013 Шаман-2
2013 Драма на охоте - фильм-спектакль
2014 Под каблуком
2015 Влюблённые женщины (Россия, Украина)
2015 Джуна
2016 Шаман. Новая угроза
2017 Потерянное отражение. Исповедь содержанки
2018 Доктор Преображенский
2018 Чужая кровь
2020 Капкан для монстра
2023 Клипот
2023 Райцентр
|
СКВОРЦОВ
Владимир Евгеньевич
Родился 17.04.1970, Москва
Заслуженный артист России (2008)
Лауреат премии Фонда им. Станиславского «Московские премьеры» (2002, за роль в
спектакле «ОбломоFF»)
Лауреат премии критиков Москвы
Я буду актером!
В роду Владимира Скворцова не было никого из мира театра. Родители всю жизнь
работали в Министерстве путей сообщения, дедушка по линии отца в свое время был
начальником железной дороги, а дед по маминой линии работал в конструкторском
бюро вертолетного завода.
До третьего класса Володя Скворцов тоже не думал ни о какой сцене. Он учился
игре на аккордеоне, занимался спортом, при этом был мальчиком замкнутым и держался
несколько в стороне от других ребят. Однажды на уроке в школе учительница стала
опрашивать, кто кем хочет стать. Когда встал Коля Лазарев и объявил, что будет
актером, этому никто не удивился. Представитель знаменитой актерской династии!
Ну, кем же еще ему становиться?! А потом последовала очередь Володи, и он ответил
то же самое, чем вызвал дружный смех в классе. Это его не то чтобы обидело, но
сильно задело. Наверное, именно благодаря стремлению доказать окружающим свою
состоятельность он и добился в последствии успеха, и вручал ему диплом об актерском
образовании ни кто иной, как Евгений Николаевич Лазарев!
ТЮМ
Впрочем, вернемся в юные годы Владимира Скворцова. После третьего класса мама
отвела его во Дворец пионеров, в театральную студию с прекрасной «творческой родословной».
Это была не просто студия, а целый Театр юных москвичей (ТЮМ). В разное время
там занимались Наталья Гундарева, Валерий Белякович, Лев Дуров, Сергей Никоненко.
И это был действительно Театр – со своей сценой, гримерками, цехами и огромной
труппой. Вместе с Владимиром в то время в ТЮМе занимались известные ныне Ольга
Кабо и Вика Толстоганова. В театр принимали только с пятого класса, и Владимиру
пришлось приписать лишний год, чтобы его взяли.
Практически сразу мальчик начал играть в спектаклях студии. Его дебютом стала
роль пионера в «Пионерской комедии» по пьесе Александра Хмелика. Затем были «Два
клена» Шварца, сказка «Буратино», где Володя исполнял роли то Дуремара, то Пьеро.
Армия
Когда подошло время, Владимир Скворцов стал показываться на отборочных турах
в театральных вузах. В первый год ему удалось дойти до конкурса в Щепкинском училище.
Тогда курс в нем набирал Соломин. Володю не приняли. Как говорит сам актер: «Слетел,
потому что якобы слишком эксцентричен…» На следующий год, «пролетев» в других
вузах, он вновь дошел до конкурса в Щукинском училище – теперь уже у Авшарова.
И снова провал. Юноше заявили, что для начала было бы неплохо послужить в армии.
Владимир не стал «косить» от службы. Он вспоминает: «После всех мытарств по
театральным институтам был так замучен, что мне хотелось уехать как можно дальше.
Но моя мама – мудрая женщина. Понимая, что в институт я не поступаю, а до армии
остается несколько месяцев, мама уговорила меня пойти учиться в ПТУ на киномеханика.
В армии, как оказалось, бойцам нужно было раз в неделю смотреть кинофильмы. Так
вот мне повезло. Я оказался на Урале, киномехаником в клубе, находящемся при учебной
части в госпитале. Кто служил, знает, что это такое… Потом, правда, я немного
набедокурил, и меня перевели на службу в Германию. В пехоту. Однако это оказалось
даже интереснее. Вернулся я оттуда старшиной».
К концу службы в Германии Владимир уже было планировал остаться там на сверхсрочную.
Но родители и друзья уговорили его демобилизоваться и вернуться в Москву…
Встреча с Васильевым
После армии Владимир Скворцов устроился работать киномехаником во ВГИК. Там
он через знакомого монтажера «вышел» на известного мастера – театрального режиссера
Анатолия Васильева. При встрече с ним Владимир заявил, что очень хотел бы работать
в его театре. Однако оказалось, что у Васильева сформирована труппа, и непрофессиональные
артисты ему не требуются. Тогда Скворцов попросил хотя бы прослушать его.
Волновался Владимир ужасно сильно! Он вспоминает: «…я все слова в стихотворении
перепутал, конец каким-то мистическим способом склеился с началом, а остановиться
и начать заново не хватало смелости… Короче, стихотворение я читал ему раза три.
По кругу. Пошел четвертый час ночи, во рту все пересыхает, но я все равно читаю
ему. И с ужасом замечаю, что он засыпает!.. Боже мой!!! Самая идиотская ситуация
в жизни: пришел к Великому Мастеру, а он заснул. Я начал его будить, какие-то
фразы стихотворения выкрикивал, и он от этого просыпался. Этот кошмар продолжался
бесконечно…» После окончания прослушивания Васильев дал Владимиру Скворцову рекомендации
– что из подготовленного репертуара ему читать, а что – нет. При этом отметив,
что он поступит и будет артистом. Мастер оказался прав!
Школа-студия МХАТ
Поступить в театральный вуз Владимиру Скворцову удалось с четвертой попытки.
Счастье ему улыбнулось в Школе-студии МХАТ – там, где до этого он не доходил даже
до конкурса. Разглядеть его дарование сумела Алла Борисовна Покровская. В отличие
от других педагогов, набирающих студентов по типажам, она искала действительно
способных абитуриентов. Владимир Скворцов вспоминает о ней и о других педагогах,
преподававших в Школе-студии, с большой теплотой: «Я действительно попал в отличные
руки. Алла Борисовна Покровская – Актриса гениальная и Мастер великий, Педагог
выдающийся. В первую очередь, она учила нас быть интеллигентными, формировала
в нас личностное начало. Не ремесло делает артиста артистом. Существует довольно
долгий путь в эту профессию. Теперь уже я понимаю, что актером вообще становишься
после тридцати. Только сейчас, имея некий житейский багаж и прожив большой сознательный
отрезок жизни, я могу сказать, что стал им. А до этого, хотя и играл главные роли,
был только на полпути, наверное… Актер – это сублимация жизненных наблюдений,
ситуаций, твоей боли, которая есть в сердце, в душе. В институте этому научиться
нельзя. Там ты получаешь навыки существования в команде, умение уважать своих
партнеров, вообще с любовью относиться к делу, которое ты выбрал. С уважением
относиться к себе. Но наши педагоги научили нас еще одному – не бояться сложностей,
которые непременно возникнут на пути. Преодолеть их, не изменяя себе, – вот что
важно».
Надо отметить, что не все верили в способности Владимира Скворцова. Ректор
Олег Павлович Табаков вообще считал, что актера из него не получится. А вот Алла
Борисовна верила! И доказывала, что Олег Павлович неправ! Эта вера буквально окрыляла
Владимира, подталкивала его к дальнейшему самосовершенствованию.
Театр
В 1995 году Владимир Скворцов окончил Школу-студию МХАТ и был принят в труппу
театра «Et cetera» под руководством народного артиста России Александра Калягина.
Владимир Скворцов вспоминает: «Театр был очень молодой, все были рады друг другу,
все держались друг за друга. И это было здорово. Первой моей работой стал ввод
в спектакль «Руководство для желающих жениться». Своей удачей эту работу назвать
не могу. Скорее даже это был провал. Однако позитивный, и, возможно, мистический
момент здесь тоже был: премьера случилась в Звездном городке на выездном спектакле.
Но впереди было много интересного, поэтому рефлексировать по поводу этого относительного
провала не было никакого желания».
За долгие годы работы в театре «Et cetera» Владимир Скворцов прошел разные
периоды творчества. Поначалу он хватался за все, что давали, позже был период,
когда на сцену не хотелось выходить. «Если в предложенной работе мои эмоции ничто
не будоражит, то я за работу не берусь. В каждой роли надо искать свою личностную
боль. Иначе для меня нет смысла играть», - признается актер и добавляет: «Если
заниматься актерской профессией «просто так», то это постепенно перетекает в самоизнасилование,
совершенно не безвредное для организма. Профессия становится в тягость. В театре
я на компромиссы не могу идти, театр – это слишком серьезно для меня».
Серьезное отношение к делу, полная самоотдача, истинная преданность сцене,
подлинный профессионализм – вот качества, отличающие Владимира Скворцова. Будучи
актером широкого диапазона, он одинаково успешно работает в разных жанрах. Среди
его лучших работ на сцене «Et cetera»: Хиггинс в музыкальном спектакле «Моя fair
леди» и Тарелкин в трагедии-буфф «Смерть Тарелкина». Параллельно, с 1999 года,
актер сотрудничает с Центром Драматургии и Режиссуры под руководством А. Казанцева
и М. Рощина. Его Обломов из экспериментальной драмы «Облом оff» не может не вызывать
восхищения.
Режиссер
Профессия режиссера всегда привлекала Владимира Скворцова: «Актеры по сути
ведь очень зависимы от ряда обстоятельств, и данная профессия при всех огромных
ее плюсах все же в какой-то момент стала весьма скучна для меня. Потребность творить
в самом полном смысле этого слова постепенно росла внутри меня…» Как-то раз ему
попала в руки пьеса Лауры-Синтии Черняускайте про чувство, хранимое в себе после
утраты близкого человека. Незадолго до этого Владимир Евгеньевич потерял отца,
и его мама осталась одна. Вот тогда то он и почувствовал потребность поставить
спектакль про маму и папу, про любовь, понимание, принятие и прощение, про то,
как сложно бывает нести крест одиночества. Так возникла постановка под названием
«Скользящая Люче» в Центре драматургии и режиссуры. Спектакль очень тепло был
принят зрителями, отмечен призами на различных фестивалях. С этой постановки и
начался творческий путь режиссера Скворцова, или как пишется в афишах: «режиссер
– Skvortsov». Почему именно на английском? Как объясняет Владимир Евгеньевич,
чтобы разделить свою актерскую и режиссерскую сущности: «Актер Владимир Скворцов
и режиссёр Skvortsov не имеют никакого отношения друг к другу, и даже ничего общего
не имеют, кроме, пожалуй, физической оболочки».
В 2006 году в Эстонии на сцене «Другого театра» им был поставлен спектакль
по пьесе МакДонаха «Человек-подушка». Зрителей и специалистов поразили неожиданные
режиссерские решения, блестящая актерская игра, а сам автор произведения Мартин
МакДонах отметил, что это лучшая постановка его пьесы.
Алик из «Проклятого рая»
Параллельно театральной карьере, богатой творческими победами, развивалась
(пусть и несколько скромнее) карьера кинематографическая. Сниматься он начал еще
с 1995 года, сыграв роль журналиста Володи в сериале «На углу у Патриарших» и
ассистента Эйзенштейна в картине «Возвращение «Броненосца». Были и еще несколько
работ, особо не запомнившихся зрителям.
Новый виток в кинокарьере Владимира Скворцова наступил с 2003 года. Он сыграл
роли в таких известных картинах и сериалах, как: «Штрафбат» (Артём), «Лебединый
рай» (журналист Володя Розов), «Авантюристка» (следователь Ковалев), «Верёвка
из песка» (певец Иван Житомирский), «Палач» (Виктор Щеголев), «Адъютанты любви»
(французский посол Жак Сибари).
Живой
интерес к его персоне вызвало участие в сериале «Проклятый рай», повествующий
о жизни обитателей элитного борделя. Актер рассказывает, что попал в этот проект
совершенно случайно: «Я закончил съемки в «Адъютантах любви», и наступило какое-то
затишье. Никаких новых предложений не появлялось. И тут раздался звонок. Мне сказали,
что готовится некий эротический фильм. Действие там будет происходить в публичном
доме. Честно говоря, я ненавижу банальные боевики или сказки «из жизни милиционеров».
Ни смотреть их, ни сниматься там мне неинтересно. А тут что-то необычное, некая
провокация. А я люблю провокации. Пришел на пробу совершенно вымотанным после
очень сложного для меня спектакля «Смерть Тарелкина». С режиссером Игорем Коробейниковым
мы знакомы не были. Он сидел безумно уставший, так как, оказывается, до меня уже
в этот день просмотрел на разные роли человек сто. Я что-то прочитал вслух из
сценария и ушел, ни на что не надеясь. Через несколько дней мне сообщили, что
я утвержден».
В сериале «Проклятый рай» Владимир Скворцов сыграл роль администратора «райского»
публичного дома Алика, создав неоднозначный, даже противоречивый образ. Актеру
дали возможность развернуться, прочувствовать и проиграть своего героя в разных
условиях. В начале первого фильма Алик – такой оплывший наркоман, когда же он
влюбляется, то бросает свои пагубные привычки и становится весьма симпатичным.
Актеру тогда даже пришлось сбросить 10 килограммов – сидел на минеральной воде
и клюквенном морсе. Во второй части Скворцов играл своего героя уже иным: таким
спившимся алкоголиком и в то же время немного - философом, который конце концов
не выдерживает борьбы за существование и трагически погибает...
Благодаря мастерству Владимира Скворцова образ Алика получился очень трагическим
и светлым, чем привлек внимание зрителей. Как говорят в таких случаях – «актер
проснулся знаменитым».
«Однажды будет любовь»
Кинорежиссеры любят использовать удачно сложившееся амплуа актера. После «Проклятого
рая» многие видели Владимира Скворцова именно в образе злодея. Он же – противник
стереотипов, ему интересно играть героев в развитии. Именно по этой причине Скворцов
поначалу не соглашался на роль Аркадия в сериале «Однажды будет любовь», и именно
поэтому же согласился: режиссер-постановщик этого фильма Дмитрий Магонов пообещал
ему, что роль будет развиваться.
Владимир Скворцов рассказывает: «Дима сказал, что эта роль не будет однозначно
отрицательной. А так как сюжетные линии развития героев в большом сериале придумываются
и пишутся, что называется, по ходу съемочного процесса, то я попросил все-таки
не делать моего героя совсем уж гнусным. Мне хотелось показать несчастного, мучающегося
человека, который, то совершает какие-то чудовищные поступки, за которые просто
стыдно, то показывает себя человеком благородным и даже положительным. Такой интересный,
знакомый всем тип, ну наподобие Остапа Бендера».
Режиссер сдержал свое слово, и Владимиру Скворцову вновь удалось создать интересный,
запоминающийся образ, достойный его актерского мастерства.
Среди других ролей Владимира Скворцова, сыгранных в 2009-10 годы, можно также
отметить: Петрушу в фильме «Какраки», Михаила в фильме «Огни большого города»,
кутюрье Вилена Волнушкина в фильме «Столица греха», Лунина в сериале «Кодекс чести-4»,
продюсера Андрея Краснова в фильме «Девичник», работника спецслужб
Валерия Владимировича в фильме «Вы заказывали убийство».
Мастер постельных сцен
О Владимире Скворцове идет слава, как о мастере эротических сцен. К этому «титулу»
он относится с большой долей иронии: «Да с чего вы взяли? И что такое — «мастер
эротических сцен»? Имеются в виду сцены сексуального характера? Ну, я не очень
понимаю, какое тут нужно «мастерство», хотя в подобных сценах действительно приходится
иногда сниматься. В сериале «Однажды будет любовь», например, у меня сразу четыре
партнерши, и со всеми у моего героя что-то там происходит. Все четыре девушки
- просто потрясающие. Красавицы, умницы, безумно талантливые... ну что еще скажешь.
С одной из них, актрисой Татьяной Лютаевой, исполнительницей роли Ларисы, у нас
действительно было несколько довольно откровенных сцен, на грани позволительного
для «детского времени» рейтинга. А вот в картине «Важнее, чем любовь» играть любовную
сцену мне было очень странно, потому что моей партнершей оказалась актриса Ирина
Гринева, с которой нас связывает многолетняя дружба. Мы очень веселились, оказавшись
раздетыми в одной кровати, долго смеялись: «Вот докатились!» Должен сказать, что
и в театре у меня есть спектакли с достаточно жесткими эротическими сценами. Один
из них, «Скользящая Люче», я поставил как режиссер в Центре драматургии и режиссуры.
И актеры, занятые в «Люче», отнеслись к подобным сценам, я бы сказал, даже с некоторым
интересом, но никак не со смущением. Получилось по-настоящему красиво, без пошлости.
Секс - часть нашей жизни, это - естественно, так что ни о каком «мастерстве передачи»
не может идти и речи».
Личная жизнь
Супруга
Владимира Скворцова Леокадия Пачис - из театральной семьи, ее родители достаточно
известные в прошлом актеры. Столь необычное имя объясняется ее происхождением
– Леокадия на четверть гречанка. По образованию она - театральный критик. В свое
время Леокадия устроилась на работу в режиссерское управление театра «Et cetera»,
там они и познакомились.
О своей супруге Владимир Скворцов отзывается с большой любовью: «Она очень
умный, интересный человек, у нее имеется свое устойчивое мнение относительно всего.
Не уверен, конечно, что ей приятно лицезреть своего раздетого муженька в объятиях
других женщин, но Лека понимает - это специфика профессии».
Игорь BIN
Использованные материалы:
Жанна Филатова, «Владимир Скворцов: Если заниматься актерской профессией «просто
так», то она становится в тягость», «Театральная афиша», 01.03.2010;
«Хреновуха», замешанная на земных мечтах», Газета «Семья», 49/1141, 23.12.2009;
«Обломов из метро», «Родная газета» № 15(245), 10.10.2008;
Влада Гончарова, «Владимир Скворцов: «Не люблю когда просто», интервью для профессионального
издания «Дом актёра», декабрь 2007;
Елена Владимирова, «Побывавший в «раю». Владимир Скворцов считает себя везучим
человеком», газета «Русский курьер», 21.04.2007
|