1962 Здравствуй, Гнат
1963 Оптимистическая трагедия
1964 Наш честный хлеб
1965 Верность
1965 Иностранка
1967 Баллада о комиссаре
1967 Операция "Трест"
1968 Зигзаг удачи
1968 Шестое июля
1970 Алексеич
1970 В лазоревой степи - киноальманах
1970 Красная площадь
1970 Моя улица
1970 О друзьях-товарищах
1970 Поезд в завтрашний день
1970 Риск
1970 Сеспель
1970 Случай с Полыниным
1971 Разрешите взлет!
1971 Седьмое небо
1971 Ты и я
1971-1974 Тени исчезают в полдень
1972 Бой после победы
1972 Большая перемена -
1972 Город на Кавказе
1972 Нам некогда ждать
1972 Нежданный гость
1972 Пятьдесят на пятьдесят
1972 Руслан и Людмила
1972 Человек на своем месте
1973 Два дня тревоги
1973 Двое в пути
1973 Иван Васильевич меняет профессию
1973 Мачеха
1973 Райские яблочки
1973 Товарищ генерал
1973-1983 Вечный зов
1974 Любовь земная
1974 Помни имя свое
1974 Рожденная
революцией
1974 С весельем и отвагой
1974 Скворец и лира
1974 Фронт без флангов - сериал
1975 Мой дом - театр
1975 На ясный огонь
1975 Родины солдат
1976 Безотцовщина
1976 Голубой портрет
1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса
1976 Легенда о Тиле
1976 Мое дело
1976 Приключения Травки
1976 Слово для защиты
1977 Враги
1977 Мимино
1977 Обратная связь
1977 Переезд
1977 Риск - благородное дело
1977 Родные
1977 Счет человеческий
1977 Фронт за линией фронта
1978 Баламут
1978 Вас ожидает гражданка Никанорова
1978 До последней капли крови
1978 И ты увидишь небо
1978 Особых примет нет
1978 Предварительное расследование
1978 Тактика бега на длинную дистанцию
1979 Антарктическая повесть
1979 Город принял
1979 Мир в трех измерениях
1979 Опасные друзья
1979 Торговка и поэт 1980 Юность Петра
1980 В начале славных дел(СССР, ГДР)
1980 Ночное происшествие
1980 Мелодия на два голоса
1980 Ларец Марии Медичи
1980 Крупный разговор
1980 Крах операции "Террор"
1980 Эскадрон гусар летучих
1980 Дым Отечества
1981 Деревенская история
1981 Родник
1981 Фронт в тылу врага
1981 Ярослав Мудрый
1981-1982 Полесская хроника
1982 Мать Мария
1982 Смерть на взлёте
1982 Формула света
1983 Средь бела дня...
1983 Приступить к ликвидации
1983 Пароль - "Отель Регина"
1983 Тревожное воскресенье
1983 Трое на шоссе
1983 У опасной черты
1983 Я тебя никогда не забуду
1984 Без права на провал
1984 Вера, надежда, любовь
1984 За ночью день идет
1984 Зачем человеку крылья
1984 Инопланетянка
1984 Лев Толстой
1984 Мертвые души
1984 Очень важная персона
1984 Первая конная
1984 Потерялся слон
1984 ТАСС уполномочен заявить...
1984 Человек-невидимка
1984 Человеческий фактор
1985 Битва за Москву
1985 Встретимся в метро Змеелов
1985 И на камнях растут деревья
1985 Без срока давности
1985 Воскресный папа
1986 Затянувшийся экзамен
1986 Наградить (посмертно)
1986 Очная ставка
1986 Последняя дорога
1988 Гражданский иск
1989 Бейбарс
1989 Во бору брусника
1989 Сувенир для прокурора
1989 Шакалы
1991 Последнее путешествие Каипа
ШУЛЬГИН
Виктор Сергеевич
22.04.1921, Ленинград - 19.06.1992, Москва
Заслуженный артист России
Начало
Виктор Шульгин родился 22 апреля 1921 года в Ленинграде. Счастливое детство,
пионерские школьные годы, увлечение литературой, занятие в драмкружке в Доме пионеров
и огромное желание стать артистом привело юношу после получения аттестата о среднем
образовании в Московское городское театральное училище при театре Революции.
После успешного окончания в 1944 году училища, молодого актера, что говорится,
"покидало" по театрам. Виктор Шульгин любил сцену и не отказывался ни
от каких предложений, чувствовал себя комфортно и в большой, и в маленькой роли.
В 1942-1943 годах служил в театре Советской армии, затем был актёром фронтового
театра ВТО Арбузова. После победы Виктор Шульгин был зачислен в труппу Магаданского
музыкально-драматического театра им. М.Горького, с 1949 - Северодвинского, с 1951
- Вологодского областного, с 1953 - Львовского русского театра Советской армии,
с 1954 – театра группы Советских войск в Германии, с 1957 - Днепропетровского
театра им. М.Горького, с 1960 - Одесского русского им. А.Иванова, с 1965 - Кировского
областного им. С.М.Кирова, с 1967 - Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя.
И в итоге с 1970 года Виктор Шульгин был принят на службу в Театр-студию киноактера
в Москве.
Первые роли
В кино Виктор Шульгин с 1959 года, первая эпизодическая роль студента — скрипача
в лирической комедии "Черноморочка" Алексея Коренева. Это амплуа и закрепилось
быстро и надолго за актером. Он стал эпизодичным, но очень заметным актером, одним
из тех, кто умел даже маленькую, на первый взгляд ничем не примечательную роль,
превратить в киношедевр: высокий матрос, которого казнили за подозрение в краже
кошелька в "Оптимистической трагедии", счастливый новосел в картине
"Иностранка", строгий полковник Жуковский в "Операции "Трест".
А каков шульгинский уравновешенный Василий Александрович, отец Алевтины в фильме «Зигзаг удачи»с его
неоспоримым высказыванием в адрес жениха дочери: "Какой он жених, Аля? Ему
уже на пенсию пора. Ну зачем тебе этот мухомор?" Шульгин стал узнаваемым,
несмотря на минутное появление в кадре.
70-е годы
Режиссеры
не могли не заметить колоритную внешность советского актера,
его талант исполнения эпизодических ролей. Предложения сняться в кино следовали
одно за другим и Виктор Шульгин снимался, снимался даже тогда, когда фамилия актера,
из-за мизерной роли не была порой указана в титрах: председатель колхоза в короткометражке
"Алексеич", продкомиссар Бодягин-старший в киноальманахе "В лазоревой
степи", простой рабочий в картине "О друзьях-товарищах", уравновешенный
Петр в "Разрешите взлет!", спокойный член контрольной комиссии по авариям
в "Седьмом небе", запутавшийся Виктор Андреевич в народном киноромане
по мотивам одноименного романа А. Иванова "Тени исчезают в полдень"
о судьбе нескольких поколений односельчан сибирского села Зеленый Дол с момента
прихода Советской власти до 50-х годов.
Внутренняя мощь актера покоряла, создаваемые им образы были весьма убедительны,
будь то просто гость на свадьбе в "Большой перемене", или старательный
помощник Волгина в "Пятьдесят на пятьдесят", или сама Голова в патриотическом
киноспектакле "Руслан и Людмила" о торжестве любви, об освобождении
от посягательств иноземцев одного из двух ведущих сказочников советского кино
Александра Птушко, вторым был, конечно же, Александр Роу.
Всегда останутся в памяти созданные актером образы в эпохальных картинах, и
роли - то у Шульгина вроде в них и не большие, но...: гордый Николай Струков в
"Двух днях тревоги", строгий преподаватель в "Двое в пути",
а мужественный бородач с его словами, вышедшими в историю: "Войско взбунтовалось!
Говорят, царь - ненастоящий!" в бессмертной комедии Гайдая "Иван Васильевич
меняет профессию", справедливый Михеич в лирической мелодраме "Мачеха",
на редкость доброжелательный командующий фронтом в "Товарище генерале",
неугомонный прораб в телесериале "Вечный зов".
1974 год стал для Виктора Шульгина не только щедрым на количество ролей, но
и принес актеру и главную роль неугомонного красного милиционера Алексея Бушмакина
в историко-приключенческом телесериале "Рожденная революцией", о воспоминаниях
умудренного опытом генерала о буднях милиции двадцатых годов.
И снова эпизоды! Кого только не пришлось талантливому актеру играть и с кем
только не довелось вместе сниматься: боец из группы советских разведчиков в детективе
"Скворец и лира" Григория Александрова, в котором несравненная Любовь
Орлова сыграла свою последнюю роль.
В военной киноленте "Фронт без флангов" Виктору Шульгину довелось
сняться в роли отважного солдата стрелковой дивизии Виктора Сергеевича Хвата вместе
с именитым Вячеславом Тихоновым.
У режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова он вышел на съемочную площадку
в роли нового угольщика в "Легенде о Тиле" в команде маститых актеров:
Натальи Белохвостиковой,
Евгения Леонова, Аллы Демидовой,
Михаила Ульянова и Иннокентия
Смоктуновского.
Работа Виктора Шульгина над ролью принципиального кадровика у Георгия Данелия
в лирической комедии "Мимино" в замечательной актерской компании с мужественным
Вахтангом Кикабидзе, темпераментным
Фрунзе Мкртчяном, ослепительной
Еленой Прокловой.
1980 - 1990-е годы
1980-е годы в кинобиографии Виктора Шульгина стали еще более насыщенными. Актер
по прежнему снимался по несколько фильмов в год и его герои из разряда эпизодических
перешли в роли второго плана. "Повысили в чине...", - шутил актер, и
с большей ответственностью уходил в работу: Патриарх Иоаким в картине "В
начале славных дел", Козельков в "Крупном разговоре", следователь
Нефедов в приключении "Ларец Марии Медичи", полковник милиции в "Ночном
происшествие", патриарх Иоаким в историческом киноромане "Юность Петра"
и Сидор Петрович в фильме "Деревенская история".
В это же время режиссер Валерий Гурьянов утвердил Виктора Шульгина на главную
роль нечистоплотного следователя Ивана Ефимовича Боровикова в публицистической
драме "Средь бела дня...". Актер блестяще справился с задачей, поставленной
перед ним. И все же, режиссеры по-прежнему видели в Викторе Шульгине гениального
актера эпизодической роли, который своим даже небольшим присутствием в кадре украшал
весь фильм.
Картины шли одна за другой непрерывным потоком. В 1984 году, в рекордном на
роли в кинобиографии актера, с участием Виктора Шульгина на экраны страны вышли
13 фильмов. Киноленты были у всех на слуху, их смотрели по несколько раз, о них
говорили, спорили, их запоминали и любили:"Тревожное воскресенье" и
"Трое на шоссе", "ТАСС уполномочен заявить..." и "Человек-невидимка",
" Битва за Москву" и "Воскресный папа", "Затянувшийся
экзамен" и "Наградить (посмертно)".
Свои проходные роли актер играл тонко, его профессионализму, вхождению в образ
можно было только восхищаться: застенчивый Фомин в "Очной ставке", расторопный
слуга Никита в картине "Последняя дорога", добрейший сельский врач в
фильме "Во бору брусника", умудренный опытом заместитель директора завода
Павел Васильевич Грачев в "Сувенире для прокурора".
Виктор Шульгин прожил с одной стороны вроде и тихую незаметную жизнь, а с другой
- создал запоминающие образы, был добрым человеком, любящим отцом и мужем, верным
товарищем. Великий актер ушел из жизни - 18 июня 1992 года. Одним талантливым
человеком на свете стало меньше, одной легендой больше....
Автор - Катя ТУР
Использованные материалы:
Энциклопедия Кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 г.